Что такое внимание?
Каждую секунду благодаря нашим органам чувств мы получаем новую информацию. Но наш мозг настолько умен, что отсеивает ненужные нам сведения, оставляя в памяти лишь то, что необходимо. Это происходит за счет внимания. Внимание – это умение человека сконцентрироваться на одном предмете или явлении.
Виды внимания
Специалисты считают, что есть два вида внимания:
- Непроизвольное. Оно не связано с волей человека, не требует от него никаких усилий. Например, сидя с родителями в кафе, ребенок непроизвольно обернет голову на вдруг возникший шум – это официантка уронила поднос.
- Произвольное. Применяется с помощью воли человека. Это значит, что люди должны приложить определенные усилия, чтобы сосредоточиться на каком-либо действии или объекте. Например, на чтении книги. У детей с этим видом внимания есть трудности, потому что сила воли ещё не до конца развита у них.
Функции внимания
Внимание выполняет следующие задачи:
- активизация или торможение физиологических, психологических функций в зависимости от конкретной потребности;
- восприятие, дифференцировка пришедшей извне информации;
- замещение исходных данных благодаря ассоциативному мышлению;
- обнаружение раздражителя, оценка его опасности для организма.
Как развить внимание у ребенка?
Давайте рассмотрим особенности развития внимания у детей дошкольного возраста. Первичное проявление внимания у детей носит непроизвольный характер. Сначала их привлекают яркие цвета и вещи, звуки, движущиеся предметы и тому подобное. После достижения полугодовалого возраста ребенок уже более осознанно проявляет внимание ко всему, что его окружает. Он начинает брать предметы в руки, пробовать их «на вкус», вертеть, стучать и тому подобное. Примерно с этого возраста развитием внимания детей уже не столько можно, сколько нужно заниматься, ведь именно от умения концентрироваться на одном или нескольких предметах зависит и успешность ребенка в школе, и его способность познания окружающего мира, всего нового. Малыш уже активно обращает свое внимание и на вещи, предметы вокруг себя, и на людей, и на слова, которые он слышит и постепенно начинает понимать. Все это - проявление детского внимания, и этим нужно пользоваться, чтобы уже с такого раннего возраста постепенно начинать развивать внимание ребенка.
Примерно до 2-летнего возраста маленький человек уже приобретает навыки манипулирования предметами, причем манипуляции подчиняет выполнению конкретной задачи. Эти моменты являются первыми проявлениями уже произвольного внимания, которое в большей степени формируется и развивается под влиянием взрослых. Родители начинают
выдвигать своему малышу определенные требования: соблюдать правила гигиены, соблюдать порядок и т.д., то есть пытаются акцентировать внимание ребенка на то, что и как нужно делать в тех или иных ситуациях, при определенных условиях.
Развитие внимания у детей дошкольного возраста (4-5 лет) уже становится необходимостью, ведь в этом возрасте можно начинать постепенно готовить ребенка к школе. Достигая младшего дошкольного возраста, многие дети уже невольно проявляют устойчивое внимание к тому, что их заинтересовало: игра, сказка, рассказ взрослого и тому подобное. Это - отличные условия для целенаправленного развития внимания у дошкольников. Кстати, в этом возрасте вы уже можете прийти в наш центр развития ребенка SMARTUM, где с вашим ребенком будут заниматься опытные преподаватели, используя для этого проверенные методики, которые доказали свою эффективность. Наши специалисты используют для развития внимания у дошкольников и младших школьников игры, построенные по специальному принципу. Благодаря ним у ребенка не только формируется стабильное, сконцентрированное и устойчивое внимание, но и формируется навык сознательно управлять вниманием, что важно и при поступлении в школу, и в процессе обучения в ней.
В момент поступления в школу и в дальнейшем обучении в начальной школе развитие внимания у детей школьного возраста требует приложения больших сил. Маленькому школьнику необходимо внимательно относиться и к тому, что ему интересно, и к тому, что особого интереса у него не вызывает. Именно по этой причине развитие внимания у младших школьников играет особую роль. Ребенок должен уметь осознанно проявлять внимание, когда это необходимо, и усваивать все, что видит и слышит. Каждый преподаватель нашего центра пытается стать для вашего ребенка не первым учителем, а другом. Во время занятий, посвященных развитию внимания у детей дошкольного и школьного возраста, мы стараемся не научить ваших детей чему-то, а помогаем им выявить гениальность, которой они обладают, и в которой мы уверены. Огромный потенциал, способности и возможности скрыты в каждом ребенке, а мы только помогаем детям выявить их, а также научиться пользоваться ими. Если вам кажется, что ваш ребенок недостаточно внимателен, непоседливый и вы переживаете о том, как ребенок будет учиться или уже учится в школе - приходите к нам. Мы поможем ему не только стать внимательным, но и получать удовольствие от осознания этого!
Методики тренировки внимания у детей
Родители должны знать, как развить концентрацию у ребенка. Для этого есть несколько способов.
Читайте детям вслух. Выберите занимательную сказку, расскажите её ребёнку 5 лет, а в конце попросите пересказать. Если возникнут проблемы, то помогите ему наводящими вопросами. Например, «Куда поехал принц на своём коне?» или «Где жила принцесса?»
Собирайте мозаику. Ища нужный паззл, малыш сам по себе станет сосредоточенным. Начните с простых и крупных головоломок и закончите каким-нибудь морским пейзажем, в котором 1000 деталей. Кроме того, паззлы отлично развивают мелкую моторику.
Контролируйте время, проведенное за компьютером и телевизором. Замечено, что у детей школьного возраста, которые много времени проводят за экраном, снижается внимательность. Это связано с тем, что их мозг привыкает к конкретной форме развлечения, и потом ребёнку 8 лет сложно сосредоточиться на чём-то ином, кроме графики и световых вспышек.
Учитывайте индивидуальные особенности сына или дочери. Некоторым для лучшей концентрации требуется полная тишина и уединение. Другим будет комфортнее делать уроки под музыку. Одним детям нужно постоянно делать маленькие перерывы в работе, а остальные не могут отвлечься, пока всё не сделают. Пусть ребёнок выберет тот подход, который ему удобнее.